В 4 месяца для малыша начинается важный жизненный этап, который характеризуется формированием режима бодрствования и сна, развитием моторики и мышления, появлением новых навыков и умений. В этот период закладывается база и для дальнейшего речевого общения. Ребёнок развивается не только в физическом, но и в психологическом плане, он становится более любопытным, жизнерадостным, активным и не стесняется проявлять различные эмоции. Чтобы своевременно выявить патологии в развитии малыша, родителям необходимо иметь представление о том, что должен уметь ребёнок в 4 месяца.
Развитие новорожденного ребенка в 4 месяца
Четвёртый месяц жизни ребёнка считается рубежом в развитии и характеризуется переходом от рефлекторного поведения к более осознанному. В это время ребёнок делает первые попытки управлять своим телом и учится понимать его сигналы. Происходит и знакомство с внешним миром, кроха любопытен, проявляет инициативу, пытается воздействовать на окружающих и проверяет их реакцию.
Постоянное развитие малыша характеризуется сменой первичных навыков и рефлексов на более совершенные. Среди угасших к четырем месяцам рефлексов выделяют следующие:
- Рефлекс Робинсона. Данный хватательный рефлекс появляется у новорождённых с первых дней жизни и носит безусловный характер. Проявляется в рефлекторном сжатии пальцев при надавливании на ладони ребенка. К указанному возрасту это действие производится малышом осознанно, он самостоятельно тянется к предметам и старательно удерживает их.
- Рефлекс Бауэра. Этот рефлекс заключается в попытках крохи ползти при воздействии на подошвенную часть стопы. На четвёртом месяце жизни малыш больше не реагирует подобным образом, кроха пытается ползти сам без помощи взрослых.
- Рефлекс Моро. Представляет собой реакцию малыша на резкий хлопок по пеленальному столу в 30 см от головы. Проявляется в разведении рук в стороны, разжимании кулачков (первая фаза) и в последующем сведении конечностей и попытке обхватить ими туловище (вторая фаза). К четырём месяцам данный рефлекс исчезает.
Важно! К указанному возрасту педиатр при осмотре должен проверить также и отсутствие рефлексов Переса и Галанта. При лёгких нажатиях на позвоночник малыш не должен издавать крик и разгибать конечности и туловище, а при раздражении кожного покрова вдоль линии позвоночника – изгибать спину или разгибать ногу с той стороны, где врач проводит пальцами.
Что умеет делать каждый ребенок в 4 месяца
Каждый родитель должен знать, что умеет ребёнок в 4 месяца. Владение теоретической базой не только поможет своевременно выявить возможные отклонения, но и не упустить подходящий момент для развития тех или иных базовых навыков.
Самое лучшее, что умеет младенец в четырёхмесячном возрасте, так это спать всю ночь, не просыпаясь на кормления. Ночной отдых крохи должен занимать не менее 8-10 часов. В этот период ребёнка следует приучать спать в собственной кровати отдельно от мамы. Не стоит забывать и об отдыхе ребёнка в течение дня, на кратковременные периоды отдыха должно приходиться не менее 5-7 часов в сутки.
Кроме того, в этот период ребёнок способен:
- узнавать своих домочадцев по голосу, а не только различать их лица;
- настораживаться при виде незнакомых людей;
- определять источник звука и поворачивать голову в ту сторону, откуда он исходит;
- знать своё имя и отзываться на него;
- проявлять интерес к игрушкам, пытаться взять их обеими руками;
- осознанно хватать себя за разные части тела, чаще всего за лицо или ноги;
- выражать свои эмоции не только с помощью плача и голоса, но и задействовать при этом мимику;
- с удовольствием слушать музыку, качать головой в такт;
- с интересом обозревать окружающую обстановку.
Базовые навыки и основы развития мальчиков и девочек
Послеродовое развитие младенцев обоих полов практически ничем не отличается, но, по мнению врача-педиатра Е. О. Комаровского, кандидата медицинских наук, маленькие представительницы прекрасного пола взрослеют более быстрыми темпами. К 4 месяцам и девочки, и мальчики при отсутствии отклонений должны владеть следующими базовыми навыками:
- Хорошо удерживать голову, лёжа на животе. При этом малыш долгое время способен рассматривать окружающую обстановку. Некоторые дети уже могут приподнимать верхнюю часть туловища, опираясь при этом на локти или ладони.
- Делать перевороты со спины на животик и обратно. Наиболее активные крохи пытаются ползать по кровати, отталкиваясь ногами, поэтому за ними нужно особо тщательно присматривать.
- Пытаться присаживаться из положения лёжа, приподнимая при этом голову и плечи. Если протянуть в этот момент игрушку, у малыша появится стимул тянуться вверх ещё сильнее. Такое упражнение станет полезным для укрепления мышц плечевого пояса.
- Контролировать движения рук, захватывать пальцами бутылочку с питанием, материнскую грудь или предметы, висящие над кроваткой. Особенную заинтересованность у крохи вызывают игрушки движущегося мобиля, ему нравится прикасаться к ним и удерживать обеими ладонями.
- Проявлять различные эмоции: радость, обиду, удивление, тревогу. Во время игр с родителями, малыш может громко смеяться, а испугавшись чего-то – расплакаться.
- Гулить в течение довольно продолжительного времени, произнося звуки «а», «о», «б», «п» и «м» или составляя из них слоги. После продолжительного сна малыш способен «вести диалог» сам с собой, ему не только нравится произносить звуки, но и прислушиваться к собственному голосу.
Важно! Не смотря на активные попытки ребёнка присесть, целенаправленно присаживать его, используя в виде поддержки подушки, не следует. Позвоночник грудничка в 4 месяца ещё недостаточно окреп для подобных нагрузок. Особенно ранние попытки присаживаться вредны девочкам, в результате этого у них могут неправильно сформироваться органы малого таза, что в дальнейшем чревато проблемами с зачатием и рождением детей.
Физическое и двигательное развитие
В 4 месяца параметры тела малыша меняются. Его рост увеличивается на 2-2,5 см, а величины окружности грудной клетки и головы становятся равными. Меняется и масса тела, малыш прибавляет в весе не менее 750 г.
Несмотря на то, что все младенцы развиваются в индивидуальном порядке, существуют усреднённые величины различных показателей, которые помогают выявить наличие отклонений в физическом развитии ребёнка. Нормы физического развития четырёхмесячного ребёнка представлены в таблице:
Показатель |
Среднее значение |
Мальчики в возрасте 4-5 месяцев |
Девочки в возрасте 4-5 месяцев |
Масса тела |
6,4-7 кг |
5,6-8,7 кг |
5-8,2 кг |
Рост |
62,1-63,9 см |
59,7-68 см |
57,8-66,4 см |
Окружность головы |
40,6-41,6 см |
39,2-44 см |
38,1-43,1 см |
Окружность грудной клетки |
41-41,6 см |
38,6-44,6 см |
38,9-43 см |
Важно! При наличии существенных отклонений параметров тела малыша от средних значений, требуется консультация врача-педиатра.
В 4 месяца двигательная активность малыша невысока, но мышцы его спины уже достаточно окрепли для того, чтобы совершать самостоятельные перевороты и учиться ползать. Также в этот период проявляются другие особенности физического развития младенца:
- улучшается координация движений;
- нормализуется работа слезных желез, появляются первые слёзы;
- укрепляются глазные мышцы, исчезает врождённое косоглазие, которое могло проявляться из-за их слабости;
- развиваются органы зрения, ребёнок начинает воспринимать расширенную цветовую гамму и различает красные, синие, жёлтые, зелёные тона;
- слух крохи становится более совершенным, он поворачивает голову в ту сторону, где был издан звук, различает голоса родных и способен отличить их от голосов посторонних людей;
- налаживается работа пищеварительной системы, у большинства малышей к 4 месяцам полностью проходят колики;
- ускоряется рост волос и ногтевых пластин;
- усиливается работа слюнных желез, из-за того, что малыш постоянно изучает различные предметы и собственные пальцы, пробуя их на вкус, выделяется большое количество слюны;
- меняется цвет рудужки.
Важно! Смена цвета глаз в пределах схожей палитры – нормальное явление в этом возрасте. Но окончательно оттенок установится только к 7-8 месяцам.
Режим дня четырехмесячного ребенка
Режим дня четырёхмесячного крохи должен быть составлен с учётом индивидуальных особенностей его развития. Следует учитывать, что в этот период большинство малышей способны не спать и активно вести себя в течение двух часов подряд. В идеале ночной отдых ребёнка больше не прерывается на кормления, а дневной сон длится в среднем около 5-7 часов и разбивается на три промежутка разной продолжительности.
Младенцы на грудном вскармливании в 4 месяца прикладываются к груди реже, как правило, в процессе засыпания, сна или пробуждения. Поэтому целесообразно составить чёткое расписание кормлений. Если малыш находится на искусственном вскармливании, то в этом случае следует придерживаться более строгого режима, в сутки должно быть не меньше 6 приёмов смеси в количестве 150-170 мл с промежутками до 3,5 часов. Искусственникам можно начинать вводить первый прикорм. Идеальным выбором станут овощные пюре или каши, которые предлагаются во второе кормление.
Примерный режим дня четырёхмесячного ребёнка выглядит следующим образом:
6: 30 |
Подъём, первый приём пищи, гигиенические процедуры |
8: 00 |
Дневной отдых |
10: 00 |
Пробуждение, второе кормление, период бодрствования |
11: 30 |
Прогулка и дневной сон на свежем воздухе |
13: 30 |
Пробуждение, третий приём пищи |
14: 00 |
Период активности. В это время следует поиграть с малышом в развивающие игры |
15: 30 |
Прогулка, дневной сон на свежем воздухе. |
17: 00 |
Пробуждение, четвертое кормление |
17: 30 |
Период активности |
19: 30 |
Вечернее купание, пятый приём пищи, укладывание на ночной отдых |
00: 00 |
Пробуждение для шестого кормления, засыпание |
Важно! Оптимальное время для укладывания ребёнка на ночной отдых – с 19.30 до 21 часа. Поздние укладывания могут привести к переутомлению.
Развитие речи (стимулирование лепета)
К 4 месяцам малыш уже освоил азы речи. Пока он произносит различные звуки или слоги неосознанно, поэтому задача мамы – развить у малыша фонетическое восприятие и стимулировать его желание общаться с окружающими.
Для этого нужно вести с младенцем «диалог», повторяя за ним звуки, и реагировать на то, что он произнесёт в ответ. Малыш должен осознать, что таким образом можно взаимодействовать с взрослыми. При этом нужно максимально использовать мимику и жесты. В четырёхмесячном возрасте дети начинают подражать артикуляции взрослых, говорить с малышом нужно разборчиво и медленно.
Важно! Обязательно нужно читать ребёнку детские стишки, потешки, рассказывать сказки. Желательно сопровождать их какими-либо действиями и гримасами. Подобный действия являются хорошей базой для дальнейшего речевого развития крохи.
Психологическое и эмоциональное развитие
Развивается четырёхмесячный ребёнок и в эмоциональном плане. В этом возрасте он всё больше нуждается в общении с родителями. Среди всех, заботящихся о нём, он особенно выделяет маму и остро реагирует на смену её настроения, улавливая мельчайшие его нотки. Поэтому если мать будет раздражённой или грустной, малыш ответит ей плачем, на хорошее же настроение – улыбкой и звонким смехом.
Подвержен малыш и «комплексу оживления». При виде знакомых ему людей он начинает улыбаться, активно двигать конечностями, издавать звуки «ма», «па», «ба». Такая же реакция проявляется и на собственное отражение в зеркале. На незнакомцев кроха реагирует спокойно, не проявляя особых эмоций, или относится к ним с подозрением.
На лице карапуза можно прочитать уже множество эмоций, проследить смену настроений. Ребёнок способен не только грустить или радоваться, но и пугаться, гневаться, обижаться. Проявляется и реакция на различные игры, какие-то могут ему нравиться больше, играя в них, малыш будет показывать маме свою радость, а при прерывании игрового процесса – начинать плакать.
Некоторые игры четырёхмесячный младенец придумывает самостоятельно. В этом возрасте он начинает ощущать себя и своё тело в пространстве, поэтому может длительное время рассматривать свои ладони или щупать ноги.
Интерес к окружающему миру возрастает. Меняется и отношение к предметам. Появляются любимые игрушки, с ними кроха готов играть намного чаще.
Важно! Несмотря на то, что зрение малыша в данном возрасте довольно развито, не стоит покупать слишком яркие игрушки. Большое количество оттенков вызовет напряжение органов зрения и создаст дополнительную нагрузку на нервную систему.
Развивающие занятия и игры для малышей 4 месяцев
Развивающие игры для малыша должны быть подобраны с учётом того, что должен уметь ребёнок в 4 месяца. Поскольку в этот период малыш начинает хватать руками предмет осознанно, то целесообразно развесить погремушки и мобили над кроваткой. Желательно, если они будут иметь разную форму и фактуру, а также издавать какие-нибудь звуки.
Мама и сама может вкладывать ребёнку в руки различные предметы, чтобы пробудить в крохе любопытство. Это могут быть погремушки, мягкие игрушки, небольшие куклы, музыкальные игрушки с кнопками и звуками, резиновые пищалки и т. д.
В 4 месяца целесообразно предложить малышу поиграть в следующие развивающие игры:
- «Прятки». Мама должна накрыть лицо носовым платком или просто ладонями, а затем открыть лицо и при этом произнести «ку-ку». В качестве второго варианта можно закрыть ладонью глаза себе или ребёнку и проследить за его ответной реакцией.
- «Сорока-ворона». Человеческие ладони содержат множество активных точек, стимулирование которых может благотворно сказаться на работе различных внутренних органов. Круговые движения по ладошке малыша благотворно отразятся на работе кишечника, а сгибание и разгибание пальчиков полезны для укрепления мышц.
- Пускание мыльных пузырей. Малышам нравится 7наблюдать за медленным полётом переливающихся прозрачных шариков по воздуху. Но нужно следить, чтобы мыльная жидкость случайно не попала ребёнку в глаза или рот.
- Зарядка для тренировки координации. Проводится следующим образом: мама берёт ребёнка за руки и поднимает их вверх, затем опускает вниз, скрещивает детские ручки на груди и разводит в стороны.
- Для развития мышц ног следует надевать на одну из них яркий носко или звенящий колокольчик. Малыш должен постараться схватить предмет, если у него получится, то нужно похвалить.
Важно! Во время любых действий по уходу за малышом, гимнастики, массажа, нужно проговаривать детские стишки и потешки, петь песенки. При укладывании — рассказывать сказки или петь колыбельные.
Доктор Комаровский о малышах 4 месяцев от роду
Известный детский доктор Евгений Комаровский отмечает, что четырёхмесячные дети остро нуждаются в общении. Они проявляют своё желание контактировать с окружающими с помощью лепета, улыбки или реакции на вопросы взрослых.
Пассивное наблюдение за событиями во внешнем мире переходит в стадию активного участия в них. Ребёнок с удовольствием хватает различные предметы, подолгу играет с ними и расстраивается, если не может дотянуться до какой-либо игрушки. Кроме того, малыш осознаёт себя, как личность, выделяет себя из окружения, поэтому важно поощрять его индивидуальные особенности.
Отклонения от норм развития
Не стоит беспокоиться, если кроха не научился всему, что должен уметь делать ребёнок в 4 месяца. Каждый малыш развивается по собственной индивидуальной программе, поэтому незначительные отклонения вполне допустимы. Какие-то навыки могут проявиться раньше, другие, наоборот, позднее. Но тем не менее, есть контрольные умения, отсутствие которых должно насторожить родителей и врача.
Детские настольные дорожные игры от парнеров.
Важно! Если в развитии ребёнка присутствует сразу несколько отклонений (более двух), то, это говорит о наличии патологии. Такое состояние – повод для беспокойства, не следует игнорировать проблемы малыша, нужно срочно обратиться к врачу за квалифицированной помощью.
Установление истоков недуга и своевременное принятие необходимых мер избавит от проблем в будущем. В некоторых случаях придётся прибегнуть к медикаментозному лечению.
Когда стоит беспокоиться
В обязательном порядке нужно обратиться к педиатру в следующих случаях:
- малыш не берёт предметы руками, не способен их удерживать;
- не делает попыток приподняться на руках, чтобы рассмотреть окружающую обстановку;
- не гулит, не лепечет, не издаёт каких-либо звуков;
- не держит голову;
- не умеет переворачиваться со спины на живот;
- не опирается ногами на поверхность кровати, когда мама поддерживает его под мышки;
- отклоняет голову назад при подтягивании за руки;
- не реагирует на присутствие родителей, игры, звуки, не ищет взглядом источник звука, не проявляет эмоций при общении, не демонстрирует «комплекс оживления»;
- не отвечает осмысленной улыбкой на улыбку взрослых.
Важно! Насторожить родителей должно и присутствие рефлексов, которые должны угаснуть к 4 месяцам. Наличие рефлексов проверяет педиатр и в случае необходимости даёт направление к невропатологу.
Все дети взрослеют разными темпами, поэтому не нужно расстраиваться, если к четырёхмесячному возрасту малыш не овладел какими-либо навыками. В то же время наличие нескольких отклонений в развитии может быть сигналом о наличии серьёзного заболевания и поводом для обращения за помощью к специалистам. В этом возрасте родителям следует максимально уделять время ребёнку, стараться развивать его умения, речь, интеллект с помощью игр, песен, музыки, стихов и поощрять старания малыша.
378212 731798Completely composed written content material , thanks for info . 58766
808429 634805I was suggested this blog by way of my cousin. Im no longer positive whether or not this put up is written by him as nobody else realize such detailed about my trouble. You are great! Thanks! 254945
65395 932220Hi there! Good post! Please do inform us when we could see a follow up! 745433
417682 389287Usually I do not read article on blogs, nevertheless I wish to say that this write-up quite forced me to have a look at and do so! Your writing taste has been amazed me. Thanks, extremely great post. 757691
737483 657887Completely pent topic matter, appreciate it for selective info . 530200
408575 597634Awesome material you fellas got these. I really like the theme for the site along with how you organized a person who. Its a marvelous job For certain i will come back and have a look at you out sometime. 859774